Свердловский депутат заработал миллионы на Ближнем Востоке

Савельев авиакон цитотранс грузовые перевозки Ближний Восток Новости дня

Авиакомпания «Авиакон Цитотранс», принадлежащая семье депутата заксобрания Свердловской области Валерия Савельева, сумела заработать на авиаперевозках в Восточном полушарии. Эксперты авиарынка считают, что бизнесмену помог счастливый случай и карантин. Но есть риск, что успех будет обнулен из-за корпоративного конфликт и контактов савельевской команды с украинскими конкурентами. О том, как и на чем заработал свердловский миллиардер — в материале URA.RU.

До недавних пор на рынке грузовых авиаперевозок у «Авиакон Цитотранса» было два отечественных конкурента — авиакомпания «Волга-Днепр» (Ульяновск), «Абакан-Авиа» (Абакан), а также военно-транспортная авиация (ВТА). К 2020 году «Авиакон Цитотранс» осталась едва ли не единственной авиакомпанией с надежными и максимально удобными для авиагрузоперевозок самолетами — ИЛ-76 советского производства. В распоряжении компании сейчас пять таких машин.

Заседание законодательного собрания Свердловской области. Екатеринбург
Владельцами «Авикон Цитотранс» формально являются ближайшие родственники Валерия Савельева
Фото:

«Савельеву по разным, порой необъяснимым причинам, удалось сохранить в своей компании советский авиапарк ИЛ-76. Он не перешел на зарубежную технику, связавшись с зарубежными авиакомпаниями, которые встали из-за пандемии. В результате получилось так, что для Ил-76 до пандемии летный час (главный критерий расчета авиаперевозок) стоил три тысячи долларов, а стал пять тысяч долларов и выше. И это при себестоимости 2700 долларов. Цену предлагали сами клиенты, которым нужно было возить из Китая в Европу маски и другую медтехнику», — рассказал URA.RU бывший сотрудник, знакомый с ситуацией в компании и на рынке.

По его словам, минимальную конкуренцию составляет «Волга-Днепр», но у нее нет такого объема контрактов на Ближнем Востоке. Рост финансовых показателей подтверждается данными ФНС России.

В коронакризисный год прибыль компании Савельева рекордно выросла — компания получила 451,5 млн рублей (прибыль 2019 года — 285,3 млн рублей). Прибыль от продаж также выросла в несколько раз (со 179 до 583,8 млн рублей).

МЧС. Центр спасательных операций Лидер на Ямале
«Авиакон Цитотранс» сейчас эксплуатирует пять собственных самолетов ИЛ-76
Фото:

По словам источника URA.RU, несмотря на спад пандемии компания Савельева продолжает зарабатывать. «Он сумел правильно оценить потенциал Ближнего Востока именно в части перевозок по госпрограммам в Афганистан, в ОАЭ, в Кувейт, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар. Также компания перевозит грузы по контракту с Ростехом», — говорит попросивший об анонимности сотрудник регионального управления гражданской авиации. По его словам, в период пандемии грузоперевозки пытались осуществлять силами самолетов гражданской авиации, перевозя до трех тонн груза в багажниках лайнеров типа Airbus. «Так, под грузоперевозки хотели перевести свой авиапарк «Уральские авиалинии», но из-за особенностей загрузки пассажирского салона попытки были признаны неудачными. Из-за этого часть клиентов обратилась к «Авиакон Цитотрансу».

Вице-президент инвестиционной компании «AVS Групп» (косвенно контролирует авиакомпанию) Андрей Станкевич подтвердил, что перевозчику во время пандемии удалось подстроиться под новые реалии. «Вся транспортная авиация стала невольным бенефициаром ситуации с коронавирусом. До пандемии большой объем грузов транспортировался гражданской авиацией. После введения ограничений весь поток был переведен на грузовые авиаперевозки. Мы максимально эффективно смогли выстроить логистическую цепочку, чем конкуренты. В целом шанс был у всех», — объяснил собеседник. Станкевич уточнил, что «Авикон Цитотранс» летает более чем в сто стран мира в рамках продовольственных миссий или программ министерств обороны разных стран.

Всеармейский этап конкурса АрМИ-2021 «Танковый биатлон». Челябинская область
«Авикон Цитотранс» летает более чем в сто стран мира в рамках продовольственных миссий или программ министерств обороны разных стран
Фото: Анна Майорова © URA.RU

Анонимный источник в коммерческой службе уточнил, что недавно был заключен контракт на перевозку военной техники итальянской армии из Афганистана. «Запланировано 15 рейсов из Герата в Дубай в рамках вывода контингента НАТО из Афганистана», — говорит собеседник агентства.

Однако, по данным другого инсайдера URA.RU, в компании давно тлеет корпоративный конфликт, который снижает эффективность работы. После смерти от COVID гендиректора авиакомпании Александра Шашорина пришел новый руководитель — Михаил Рассудов. После назначения в конце 2020 года он преимущественно оставил прошлую команду управленцев.

«Коммерческий отдел авиакомпании был изначально против работы на Ближнем Востоке. В качестве обоснования выдвигался аргумент, что там уже были авиакомпании, которые занимают большую часть рынка. Он ошибся. Рекордной прибыли удалось достичь не благодаря, а скорее вопреки деятельности коммерческой службы», — отмечает бывший сотрудник компании. По его словам, на ближневосточном рынке до экспансии уральцев главенствовали украинцы — «Зет Авиа». По иронии судьбы, ее основал выходец из Свердловска Олег Сергеев. Последний, как говорят выходцы «Авиакон Цитотранса», несмотря на прямую конкуренцию, имеет тесные неформальные связи с менеджментом компании Савельева.

Михаил Рассудов отказался комментировать URA.RU ситуацию в компании.

Созданная в 1995 году «Авиакон Цитотранс» сейчас эксплуатирует пять собственных самолетов ИЛ-76ТД из примерно 50 оставшихся в коммерческой эксплуатации на мировом авиачартерном рынке. Она входит в тройку крупнейших коммерческих операторов самолетов этого типа. С 2001 года авиакомпания включена в список перевозчиков, рекомендованных для международных перевозок в рамках военно-технического сотрудничества РФ.

Владельцами авиакомпании формально являются ближайшие родственники Валерия Савельева — его жена, бывшая волейболистка Ксения Савельева (81% акций) и его сын Евгений Савельев (19% акций), который женат на актрисе Александре Бортич. Сам же Валерий Савельев возглавляет совет директоров авиаперевозчика.

Авторы: Павел Маркуш, Арсений Ваганов

Оцените статью
Новости с Приоритетом!