Премьер Михаил Мишустин 13 апреля презентовал президенту Владимиру Путину новый инструмент, который позволит жестче контролировать региональные власти. Эту задачу призван решить Координационный центр правительства РФ. Президенту оценил проект и подчеркнул, что главной задачей должен быть сбор «не причесанной и красиво оформленной, а объективной информации» о том, что происходит на местах, и реакция на возникающие проблемы.
Презентация Координационного центра правительства РФ началась с курьеза. Накануне американское агентство Bloomberg сообщило, что правительство во главе с Мишустиным работает с утра до ночи в секретном бункере, изыскивая финансирование на проекты, которые Путин озвучит в послании 21 апреля. Все это якобы происходит «в высокотехнологичном подвальном помещении, расположенном через Москву-реку от Белого дома».
Однако утром 13 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков развеял туман, проанонсировав визит Путина в Координационный центр правительства, о котором шла речь в зарубежном СМИ. «Это не бункер и не секрет. Он располагается в просторном и комфортном конференц-зале, модифицированном под задачи правительства. Там бывают эксперты, бизнесмены, чиновники, депутаты. Это комплекс гостиницы „Украина“. Послание готовится в Кремле. В подготовке участвуют разные экспертные подразделения, в том числе члены кабмина», — сказал Песков.
Центр создавали с начала прошлого года под руководством Мишустина. Это его личный проект, связанный с флагманской темой главы кабинета министров — цифровизацией. Центр в конце февраля возглавил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которого называют человеком из ближайшего окружения Мишустина.
И именно премьер провел экскурсию по Центру для президента. «В феврале 2020 года мы это задумывали вместе с вами, как штаб для реализации нацпроектов. Мы сделали цифровую платформу [„национальныепроекты.рф“], где люди могут узнать о возможностях, которые предлагают нацпроекты», — с гордостью рассказывал Мишустин. Для наглядности он показал презентацию, в которой врач может зайти на портал, заполнить анкету и получить 12 разных возможностей, например, повышение квалификации. По словам Мишустина, 33 млн человек посетили портал с прошлого года.
Главной же задачей проекта является «согласованные и оперативные действия» органов власти по реализации решений президента и правительства. «Работают 3 группы: стратегическая (разработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации стратегических задач), проектная (реализация проектов и обучение межведомственных команд), ситуационная (межведомственная команда по разрешению штатных и нештатных ситуаций)», — продолжил премьер.
Нештатной ситуацией он назвал проблему в мае прошлого года, когда Путин выделил помощь семьям с детьми без сбора справок, а портал Госуслуг не выдержал беспрецедентную нагрузку в 13,5 тысяч обращений в минуту. Тогда Центр за сутки решил технические вопросы, разослал письма людям о том, что все они получат помощь. «Тогда все желающие смогли подать заявления и получить выплаты. Сейчас выплаты происходят автоматически, не надо писать заявления. Людям нравится, не стало проблем, которые были ранее годами при социальных выплатах», — добавил Мишустин.
Путин назвал Центр «современным инструментом управления», который позволяет реагировать на события, обмениваться информацией и корректировать действия правительств. «Но на что хотел бы обратить внимание… Обратная связь должна поступать из регионов. Нужно наладить эту работу, чтобы нужная информация, не причесанная, не красиво оформленная, а объективная поступала в соответствующие структуры и обрабатывалась», — подчеркнул президент.
Комментарий Путина следует трактовать, как «жесткий сигнал всем структурам, задействованным в организации обратной связи с жителями регионов» — Координационному центру правительства, Центрам управления регионами (ЦУР), Общероссийскому народному фронту (ОНФ), — считает глава Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. «Содержание сигнала: информация должна быть четкой и не искаженной региональной властью. Это означает, что имеющимся качеством сбора и обработки информации от граждан президент удовлетворен далеко не полностью. Все вовлеченные в систему обратной связи структуры и их кураторы должны теперь серьезно скорректировать свою работу», — объясняет он.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что механизмы получения обратной связи из регионов будут сосуществовать параллельно. «Ни один из них не идеальный — но они будут функционировать и в чем-то конкурировать, чтобы избежать сокрытия информации», — считает собеседник.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ, экс-сотрудник администрации президента Олег Матвейчев подтвердил, что все каналы обратной связи с регионами (ОНФ, полпредства, федеральные инспекторы, общественные приемные президента, СМИ) будут работать параллельно, поскольку каждый по отдельности может информацию исказить или потерять. «Возникают и дальше будут появляться все новые способы получения обратной связи. Эта система усложняется в связи с усложнением объекта управления — общества», — резюмировал эксперт.
Автор: Сергей Леонов