У россиян, опасающихся превращения страны в «цифровой концлагерь», появился повод для оптимизма. Система, закрепляющая электронную слежку за гражданами, появится в России не скоро. Для этого как минимум нужна кадровая революция во власти, но она буксует, пришли к выводу специалисты. Мнение экспертов подтверждают источники URA.RU, знакомые с ситуацией в нескольких федеральных ведомствах.
Приход во власть «айтишников» должен был стартовать еще весной. Тогда премьер Михаил Мишустин распорядился, чтобы во всех федеральных органах власти появились замы, ответственные за «цифру». Под каждого такого чиновника должны были создать команду высококлассных IT-специалистов.
Однако обещанной кадровой революции пока не случилось, установил Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Изучив работу шести структур — Федерального казначейства, Счетной палаты, Минтруда, Минздрава, Минстроя и ФАС — эксперты назвали три причины пробуксовки амбициозных планов властей:
- Найти высококлассных IT-специалистов трудно;
- Не все готовы работать за зарплату чиновника;
- Нет системного подхода к цифровыми проектами — каждый занимается своим.
Исследователи объясняют, что для рывка государства в цифровую эпоху недостаточно назначить в каждое ведомство ответственного за это чиновника. Перемены требуют серьезной команды спецов (15-30 человек), которым можно доверить проекты уровня цифрового паспорта.
Один из авторов доклада, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Мария Шклярук, рассказала URA.RU, что сегодня почти все ведомства справились с поручением Мишустина и назначили «цифровых» чиновников. Но проблема возникла с другим: большая часть IT-команд для этих чиновников все еще в процессе формирования. При этом Шклярук констатировала, что не все госорганы одинаково стремятся к переменам.
О другой причине сложностей с цифровой революцией агентству рассказал источник, знакомый с ситуацией в Минприроды РФ. По его словам, Дмитрий Кобылкин после того, как возглавил ведомство два года назад, поручил полностью цифровизировать его работу. В частности, министр хотел понимать в реальном времени, какое количество леса вырубается в стране. Однако процесс затормозился из-за сопротивления подрядчика, сотрудничавшего с министерством еще до прихода Кобылкина. Собеседник агентства отмечает, что похожие проблемы встречаются и в других ведомствах.
Третья причина провала цифровизации государства в России — отсутствие последовательной ее стратегии, объяснил агентству член экспертного совета комитета Госдумы по информационной политике Евгений Лифшиц: «Нет никакой преемственности, хотя на это [цифровизацию] тратятся бюджетные деньги. Задачу внедрить замов по цифровизации в каждом министерстве ставили еще года три назад, а идея внедрить электронный паспорт — пятая на моей памяти». Другой пример проблем с цифровизацией — в стране не уменьшается число чиновников, как должно происходить при переводе госуслуг в онлайн.
По мнению автора Telegram-канала «IT и СОРМ» Владислава Здольникова, есть и четвертая причина: российское государство даже при большом желании не сможет выстроить сложную систему цифрового контроля над гражданами. «У нас все будет получаться гораздо хуже, чем, например, в Китае. В Китае меньше коррупции, и выделяется больше денег на подобные системы контроля. В российских условиях создать настолько же эффективные и работающие технические средства просто невозможно. Попытки будут, что-то создадут, но работать это будет плохо».
Попытки внедрить систему тотального контроля над гражданами предпринимаются уже сейчас, настаивает юрист правозащитной организации «Агора» Станислав Селезнев. По его словам, тестом такого сервиса является идея создать цифровой профиль каждого въезжающего в Россию мигранта в специальном приложении для смартфонов. Предполагается, что профиль будет отражать «рейтинг социального доверия мигранта» и содержать всю информацию о нем. Селезнев не исключил, что такую систему впоследствии распространят и на всех жителей России.
Источник: https://ura.news/articles/1036280312
Автор: Олег Теплоухов