Югорские силовики создали спецподразделение для борьбы с налоговыми преступлениями. Кадровое усиление одновременно произошло в следственном комитете и полиции. Правоохранительные органы посчитали для себя раскрытие таких преступлений одним из приоритетов, когда увидели, что из-за манипуляций бизнеса с налоговыми декларациями, российский бюджет ежегодно недосчитывается сотен миллионов, а то и миллиардов рублей. Об этом в интервью URA.RU рассказал главы СУ СК ХМАО Михаил Мокшин.
Главного югорского следователя назначили осенью 2019 года. Все это время он не общался с прессой. Но в честь профессионального праздника — дня сотрудников органов следствия, прервал публичное молчание и дал URA.RU эксклюзивное интервью. Во время беседы он рассказал о претензиях главы СКР Александра Бастрыкина, поисках работы для жен сотрудников и мошеннике на инвалидной коляске, который обвел вокруг пальца крупные нефтяные компании, скупая на их деньги серебро и иконы.
— Михаил Викторович, почему следственный комитет начал уделять такое большое внимание раскрытию налоговых преступлений, что решил создать спецподразделение? Есть ли среди фигурантов — гиганты нефтяной отрасли, скажем «Сургутнефтегаз» или подразделения «Роснефти»?
— Особое внимание к расследованию налоговых преступлений обусловлено нежеланием предпринимателей, в том числе работающих в сфере нефтедобычи, платить налоги. Это наносит существенный урон российскому бюджету. В нефтяной сфере такие преступления выявляются, как правило, в небольших нефтесервисных компаниях, обслуживающих отрасль. По итогам первого полугодия 2021 года общий ущерб по выявленным налоговым преступлениям составил 810 миллионов рублей. В ходе следствия уже возмещено 762 миллиона рублей. В 2020 году эти показатели были в несколько раз ниже. Понимая всю перспективность направления, в следственном управлении создан спецотдел, который занимается налоговыми преступлениями. В полиции также создано новое подразделение по противодействию налоговым преступлениям. Сотрудники полиции обеспечивают оперативное сопровождение расследования, а следователи — следственную часть.
Российское законодательство в этом плане довольно мягкое — заплати налоги, штрафы, пени и возбужденное уголовное дело можно прекратить. Стараемся разъяснить это предпринимателям. В 80-90% случаев руководители это понимают и стараются отреагировать. Наша главная цель — не посадить человека, а сделать так, чтобы предприятие заплатило налоги.
— Появились ли еще какие-то новые приоритеты в работе югорского СК?
— Фактам невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы нами также уделяется особое внимание. Расследование уголовных дел этой категории территориальными следственными отделами координирует отдельный сотрудник аппарата следственного управления. Результаты тоже видны. За полгода благодаря работе следователей гражданам выплачены долги по зарплате на сумму около 40 миллионов рублей.
— Расследование уголовного дела против экс-главы Сургута Дмитрия Попова имело общественный резонанс. В итоге, в суде он был оправдан по всем статьям. Это неудача для вашего ведомства?
— Слово неудача может быть подобрано не совсем корректно. Мне сложно что-то прокомментировать, потому что расследование уголовного дела шло еще до моего прихода. И говорить о решениях предыдущего руководства управления не корректно. Но нужно понимать, что расследованные следователями уголовные дела затем изучает и прокурор, который утверждает обвинительное заключение. Ну, а конечную точку всегда ставит суд. В данном случае суд дал иную, в отличие от следователя и прокурора, оценку собранным доказательствам и посчитал, что в действиях экс-главы Сургута нет состава преступления.
— Кто-то из ваших сотрудников может быть наказан за это?
— Да, если человек необоснованно привлечен к уголовной ответственности, сотрудник следственного управления, виновный в этом, может быть наказан. В каждом таком случае проводятся проверки. По факту вынесения судом оправдательного приговора в отношении Дмитрия Попова в настоящее время также проводится служебная проверка.
— Что происходит с расследованием уголовного дела против «Свидетелей Иеговы» в Сургуте? Был большой шум, когда оно возбуждалось, а сейчас про него ничего не слышно.
— Уголовное дело расследует центральный аппарат СК России — подразделение Главного следственного управления, дислоцируемое в Екатеринбурге. Насколько мне известно, уголовное дело уже на завершающей стадии расследования. Затем оно будет передано прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд.
— Фигуранты уголовного дела утверждали, что силовики пытали их во время следственных действий…
— По всем таким обращениям нами проведены проверки. Перечисленные подозреваемыми факты незаконных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов, в том числе пыток, не подтвердились. Все эти обращения и иные действия, связанные с распространением недостоверной информации, были направлены на то, чтобы уйти от ответственности.
— Михаил Викторович, по вашей оценке — насколько Югра коррупционно емкий регион?
— Такая аналитика делается в разрезе всех российских регионов. Югры нет ни среди самых коррупционных субъектов Федерации, но нет ее и в конце рейтинга. В целом показатели средние, округ находится примерно в середине списка. При этом значительную долю коррупционных проявлений занимают преступления в сфере ТЭК, что обусловлено, в числе прочих обстоятельств, спецификой региона. В Югре много предприятий ТЭК, в которых довольно крупный финансовый оборот, в связи с этим часто приходится иметь дело с коммерческим подкупом, растратами. Ну и не мало уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершенных в органах власти.
— На какой стадии сейчас расследование самых громких коррупционных скандалов в Югре в 2020 году — против экс-заместителя директора департамента промышленности ХМАО Андрея Шиповалова и бывшего директора УК «Промышленные парки Югры» Андрея Семичева?
— Уголовное дело в отношении директора УК «Промышленные парки Югры» находится на стадии окончания. Планируем в третьем квартале этого года его направить прокурору для утверждения обвинительного заключения. Аналогичная ситуация и по истории с бывшим чиновником департамента промышленности. (Речь идет о бывшем замдиректора департамента строительства ХМАО Андрее Шиповалове, который подозревается в получении взятки и уволен в ноябре 2020 года — прим. URA.RU).
— Всех интересовало, а появятся ли в этих уголовных делах новые фигуранты с громкими именами?
— Новых фигурантов в уголовных делах нет. Лица, которые были под подозрением на начальной стадии следствия, в настоящее время и привлекаются к уголовной ответственности.
— Какое из расследуемых преступлений за время работы в Югре на Ваш взгляд наиболее значимое — в силу обстоятельств совершения, фигурантов, мотивов?
— Одним из наиболее значимых и запоминающихся на мой взгляд является уголовное дело в отношении председателя Ханты-Мансийской районной организации «Всероссийское общество инвалидов», который совершил мошенничество на сумму более 130 миллионов рублей. Он занимался фиктивным трудоустройством инвалидов. При этом половину средств, выделяемых компаниями на оплату труда инвалидов, обвиняемый присваивал, а работающим инвалидам отдавал лишь оставшуюся часть. При обыске в его квартире даже опытные следователи впечатлились количеством изделий из драгоценных металлов, редких икон, коллекционных монет и других ценностей. При этом сам обвиняемый является инвалидом и передвигается на инвалидной коляске. У него серьезное заболевание, связанное с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы.
Такое преступление, связанное с поражающим цинизмом по отношению к таким же ограниченным в возможностях здоровья людям со стороны обвиняемого и размером похищенного, не могло остаться незамеченным.
В ближайшее время это уголовное дело также планируем направить прокурору для утверждения обвинительного заключения и передачи в суд.
— Михаил Викторович, глава СКР Александр Бастрыкин весной отмечал, что в Югре ситуация с текучкой кадров среди молодых следователей одна из самых тяжелых в стране. Почему так сложилось?
— Мы проанализировали причины, повлекшие нестабильность кадрового состава. Ряд обстоятельств имели сугубо личный характер и мотивы уволившихся. Например, одна девушка-следователь уволилась из-за болезни мамы, которой необходима постоянная помощь и уход. Или, например, следователь приехал из другого региона и климатические условия ему здесь не подошли. Он поработал несколько месяцев, а потом сказал: «Ну, не могу я». Два сотрудника приходили из полиции, но спустя время сказали, что здесь слишком большая ответственность и выше нагрузка, из-за чего ушли обратно. Конечно, нами принимаются все возможные меры для обустройства быта сотрудников и создания комфортных условий службы. При необходимости оказывается помощь, особенно молодым специалистам. Практически все сотрудники следственного управления обеспечены жильем. Но нужно понимать еще, что люди в большинстве случаев приезжают сюда одни. Здесь нет ни родителей, родственников, ни привычного круга общения, а нужно наладить быт. Среди уволившихся еще несколько специалистов нашли более оплачиваемую работу в нефтегазовой сфере, работают, на хорошем счету. В общем, есть целый ряд причин. Кроме того, до моего назначения в Югре долго не было руководителя. Когда я вступил в должность было много вакансий, начали их заполнять кандидатами, находящимися в кадровом резерве, только в 2020 году принято на службу 10 молодых сотрудников.
Однако четверо из них уволились, этот как раз те сотрудники, за счет которых выросла доля уволившихся молодых следователей, на что обратил внимание председатель следственного комитета.
В настоящее время в следственном управлении шесть вакансий, но кандидаты на должности уже подобраны, проходят проверочные мероприятия.
— То есть главному следователю ХМАО приходится заниматься вопросом трудоустройства жен своих сотрудников?
— Одна из основных обязанностей каждого руководителя — обеспечение достойных условий службы подчиненных, поддержание в коллективе удовлетворительного морально-делового климата. Нужно понимать, что, если у сотрудника будут какие-либо сложности или проблемы вне службы, например в семье, это отразится на его трудоспособности и возможности квалифицированно исполнять свои обязанности. Соответственно и отдача от такого сотрудника будет совсем не та, на которую мы рассчитываем. Разумеется, каждый человек в том числе супруг или супруга прибывшего в регион сотрудника самостоятельно решают вопросы своего трудоустройства исходя их личных возможностей, предпочтений и иных обстоятельств. Но были несколько случаев, когда сотрудники обращались за помощью к руководству следственного управления.
— Вы за время работы в Югре сколько руководителей на местах или окружном следственном управлении поменяли?
— Кардинально кадровый состав не поменялся. Все руководители, которые были, они остались. Я назначил сотрудников только на те должности, которые были вакантными. Специально кого-то увольнять или переводить не стал. Работаю с той командой, которая есть. Недостатки, конечно, существуют. Но надо над ними работать и улучшать ситуацию. Я не сторонник резких движений.
— Бастрыкин, кстати, еще раз негативно высказался о работе югорского управления, когда критиковал расследование одного из преступлений в Нижневартовске пятилетней давности. Сказалось ли это на позициях окружного СК в Москве?
— В работе всегда есть какие-то недостатки, на которые руководство обращает внимание. Критика в таких случаях вполне обоснована и звучит с целью обращения внимания на те недостатки, которые самостоятельно нами не выявились. Естественно, мы стараемся их исправлять и работаем над тем, чтобы впредь не совершать.
— Не чувствуете ли вы, условно говоря, что под вами зашаталось кресло после критики Бастрыкина?
— Это наша работа. Если будет допущена ошибка, то будет принято и кадровое решение. Председатель Следственного комитета так-же как и любой другой руководитель принимает кадровые решения в отношение подчиненных сотрудников, в зависимости от допущенных нарушений и упущений. Но в любом случае надо работать. Ведь все на самом деле ради чего? Чтобы каждый заявитель и потерпевший после окончания расследования уголовного дела мог подойти и сказать спасибо следователю за ту работу, которую он выполнил. В заключении, хочу поздравить с профессиональным праздником — Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации всех подчиненных сотрудников, их семьи, пожелать им здоровья и удачи.
Автор: Дмитрий Завьялов